Нарын Игилик о Премии Тулпар и киноиндустрии Казахстана

Нарын Игилик о Премии Тулпар и киноиндустрии Казахстана

Нарын Игилик о Премии Тулпар и киноиндустрии Казахстана.

Нарын Игилик

Нарын Игилик рассказал агентству B News о Премии Тулпар и киноиндустрии Казахстана.

Ведущая. Это онлайн-конференция на площадке информационного агентства BNews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. На этой неделе в центре всеобщего внимания казахстанское кино. Международный кинофестиваль Евразия и Премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Тулпар» — это 2 главных события сегодняшний дней. О фильмах плохих и хороших, казахстанском Оскаре и вообще о киноиндустрии независимого Казахстана мы сегодня поговорим с режиссером, а также исполнительным продюсером Национальной Премии «Тулпар» Нарыном Игиликом. Здравствуйте! Рада Вас приветствует в нашей студии.

Нарын Игилик. Спасибо за приглашение!

Ведущая. Хотелось бы, естественно, начать сразу с кино, точнее с Премии «Тулпар». Расскажите, пожалуйста, кто представлен на номинацию в этом году?

Нарын Игилик. В этом году у нас 14 казахстанских картин и 4 фильма из Центральной Азии тюрко-язычного мира. В этом году у нас есть новая номинация. В прошлом году у нас были только из Центральной Азии. В этом году мы расширили географические рамки и у нас новая номинация: «Лучший фильм в Центральной Азии и тюрко-язычного мира». Поэтому у нас в этом году вошли фильмы из Якутии, Турции. Больше представлен тюркский мир. Также есть фильмы Кыргызстана и Таджикистана. Также в этом году у нас новая номинация, то есть номинация такая же и осталась «Лучший фильм», но по новым правилам расширили. В прошлом году мы принимали только полнометражные художественные фильмы. В этом году мы расширили, и мы принимаем также полнометражные документальные фильмы и полнометражные анимационные фильмы. Поэтому у нас в этом году впервые учувствуют полнометражный документальный фильм Казахстанско-германская эко продукция – «Завтра в море», режиссёр Екатерина Суворова. Поэтому из 14 казахстанских фильмов 1 фильм – документальный полнометражный. А также, если пройтись, у нас 14 фильмов – это фильм «Алжир», «Бизнес по-казахски», «Бір сен үшін», «В сетях», «Еще один день», «Завтра в море», «Казахское ханство. Алмазный мечь», «Келинка тоже человек», «Мы из Сандыктау», «Наурыз.kz», «Пришельцы в ауле», «Районы», «Тараз» и «Токал». Вот это 14 фильмов – казахстанских. Там 9 номинаций – «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучший режиссер», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшая музыка к фильму». Еще у нас центрально-азиатский и тюрко-язычный мир: «В поисках мамы» — кыргызстанский фильм, картина из Турции – «Синий велосипед», картина из Якутии – «Костер на ветру» и картина «Мушкилкушо» из Таджикистана. Вот такой у нас список и итого 18 фильмов. В прошлом году у нас было 13 казахстанских и 3 центрально-азиатских, в этом году 14 казахстанских и 4 центрально-азиатских и тюркского мира. География в этом году расширилась – от Турции до Якутии. И плюс еще добавились документальные анимационные фильмы.

Ведущая. Хорошо. Сделаем небольшую пометку, перед началом эфира мы говорили о том, как попасть в номинацию. Могли бы Вы немного подробнее для наших зрителей разъяснить этот момент?

Нарын Игилик. Что бы попасть в премию «Тулпар» картина должна быть казахстанской, национальной. Как мы это определяем? У нас есть бальная система. Картина должна набрать 12 из 17 возможных баллов. То есть, если режиссер казахстанец – картина получает 3 балла, автор сценария, оператор, художник, авторы фильма если казахстанцы, то и они набирают баллы. Если фильм снят в Казахстане, если постпродакшн в Казахстане, то есть картина должна быть казахстанской. Мы это делаем для развития национального кинопроизводства. Плюс – картина должна быть уже в прокате. 7 последовательных дней если картина была в прокате за последний кинематографический сезон, то она автоматически может попасть в лонг- лист – это система Оскара. Это еще не номинанты. Эти все картины не номинанты, это лонг-лист, из которого потом будет шорт-лист. То есть, наши члены Академии будут голосовать за эти фильмы и те фильмы, которые наберут большее количество голосов – 3 фильма, набравшие большее количество голосов станут номинантами на премию. И только потом 17 сентября в г. Алматы на церемонии награждения мы узнаем, кто же победитель, так же как на Оскаре. То есть, мы показываем 3 номинанта, отрывки из фильмов 3 номинантов и выходит человек, у которого запечатанный конверт и объявляет, кто победил. Поэтому, здесь представлены все картины, которые были в прокате за последний год, которые являются казахстанскими и которые изъявили желание учувствовать. Поэтому, мы сейчас их все показываем в рамках Международного Кинофестиваля Евразия, в рамках EXPO-2017, который проходит в Астане. Мы показываем всем гостям Международного Кинофестиваля. Приехало огромное количество иностранных гостей на кинофестиваль – это и режиссеры, и продюсеры, и прокатчики, и дистрибьютеры, и отборщики фестивалей. То есть, такая большая концентрация кинематографистов мира, именно в Астане за эту неделю. Поэтому мы им всем показываем наши казахстанские. Для них это большой шанс – пройти на другие фестивали, продать свой фильм в другие страны. Это большие возможности. Они попадают в международный каталог кинофестивалей, плюс – их увидят жюри. На кинофестивале Евразия помимо основного конкурсного жюри, есть еще жюри ФИПРЕССИ и жюри Netpac – жюри мировых критиков. Это жюри также может прийти на показы Тулпаровских фильмов и посмотреть. И, кстати, Тулпаровские картины тоже могут выиграть призы ФИПРЕССИ и Netpac, потому что они могут дать любой картине, которая показывается здесь. Это тоже для них большой шанс помимо Тулпаровской номинации получить еще этот приз. Такие большие возможности мы делаем для развития казахстанского кино.

Ведущая. Но, как говорится, что любой Фестиваль, а особенно Премия – это есть очередное доказательство того, что конкретно кинорынок Казахстана развивается, он не стоит на месте. И Премия Тулпар, которая в этом году проводится во второй раз. Хотелось бы у Вас спросить, чем она отличается от первой премии?

Нарын Игилик. Как я уже сказал, у нас новая номинация, мы расширились географически – это тюркоязычный мир. Плюс у нас документальные анимационные фильмы. Вот этим она отличается от прошлогодней. Плюс – у нас стало больше фильмов в этом году. Я бы еще сказал, чем она отличается от Кинофестиваля не только Евразия и других кинофестивалей, потому что Премия «Тулпар» — это не фестиваль. Я расскажу отличия. На фестивалях есть жюри, туда приглашают жюри – это человек 8-10, которые присуждают призы, которые решают кто самый лучший. У нас нету жюри, это не Фестиваль. У нас выбирают 100 человек, в голосовании участвуют 100 человек. Это все члены Национальной Академии кинематографических искусств и наук. Все члены профессионалы высокого класса, самые именитые, авторитетные кинематографисты Казахстана разных профессий. Это те, кто лучше всех разбирается в кино и знают, как надо судить кино.

Ведущая. А можно пару имен? Кто входит в эту сотню?

Нарын Игилик. Все очень известные – Асанали Ашимов, Нуржуман Ихтымбааев. Известный режиссер –Рустем Абдрашев.

Ведущая. Весь цвет казахстанского кинематографа?

Нарын Игилик. Все именитые и авторитетные мастера. И я еще хотел бы сказать, что присуждается. Это статуэтка – это крылатый конь Тулпар. Вы спрашивали, есть ли денежная премия? Денежной премии нету. Возможно в будущем нас поддержат, и она будет. Я для себя и все говорю, что ценность этой Премии «Тулпар» не денежная. То есть, если ты получишь «Тулпар», то в чем ее ценность. За ней стоят 100 членов Академии, самых авторитетных профессионалов кинематографии. Признание твоих коллег. Эти люди, которые лучше всех разбираются в этом и, если они оценили тебя – вот в чем ценность. Это не просто жюри или приз зрительских симпатий, это профессиональная оценка твоего труда. Поэтому, вот в чем ценность.

Ведущая. Как минимум, можно сказать еще о том, о чем Вы говорили в самом начале, что и премия, и сам кинофестиваль может быть билетом на мировой уровень.

Нарын Игилик. Да. И потом, это вдохновляет. «Тулпар» окрыляет, я бы так сказал. Если тебе дадут Тулпар и за этим стоят 100 профессионалов высокого класса, то он может окрылить, вдохновить на новые вершины и он пойдет дальше.

Ведущая. Про вдохновение. Есть ли новые имена, которые именно с Тулпара начинают свой путь, или с Кинофестиваля Евразия? То есть, дебютанты этого года. Кого бы Вы могли отметить?

Нарын Игилик. Пока я не могу сказать, потому что итоги подводить рано. Мы сейчас только показываем фильмы. Голосования у нас еще не было, оно будет позже – в августе. Вручение награждения будет в сентябре в г. Алматы. И только потом мы сможем поговорить о новых именах, потому что возможно они появятся. До конца мы не знаем кто же победит, у нас тайное голосование. Так, как на Оскаре выходят на награждение, открывают запечатанный конверт. Сейчас 21 век – век технологий. Мы – Академия и Премия внедрили все. То есть, у нас как происходит голосование? У нас есть закрытый канал Академии, куда мы закачиваем все фильмы и рассылаем всем 100 членам. Они заходят на сайт Академии и смотрят все эти фильмы и также в интернете голосуют. И это все попадает независимой аудиторской компании, которая ведет подсчет голосов и потом запечатывает конверты и никому не дает вплоть до вручения. Все это происходит тайно. В этом и есть справедливость. Поэтому, мы открыты для всех картин, мы всех принимаем. Вначале мы не делаем никакого отбора. Был в прокате, казахстанский фильм – все, пожалуйста! Он автоматически имеет шанс. Если его увидели и проголосовали – в этом и есть открытость этой премии.

Ведущая. А, допустим, про документальное кино. Вы сказали, что в этом году впервые номинирован документальный фильм от Казахстана. Допустим, многие документальные фильмы не выходят в широкий прокат, но они очень растиражированы в Сети, либо в TV.

Нарын Игилик. Вот этот фильм – «Завтра в море», который вышел в прокат, и он участвует в номинации. То есть, идет развитие даже документального кино. Плюс – еще одна новость, я забыл сказать. В этом году, фильм, который выиграет в номинации «Лучший фильм Казахстана», мы – Национальная Академия кинематографических искусств будем рекомендовать от Казахстана на соискание Премии Оскар. У нас есть такая идея, ее все поддержали. Представить его в номинации «Лучший зарубежный фильм». То есть, представляете, как еще есть возможность для казахстанских картин. Если он участвует в Тулпаре, и он выиграет Тулпар, он автоматически рекомендуется на Оскар в Америке. И 100 человек Академии выбирают, какой же фильм лучший, кто достоин представлять Казахстан на Оскаре. Вот такие хорошие новости еще у нас есть.

Ведущая. Неплохая мотивация для казахстанских режиссёров, продюсеров и актеров. А я напомню, что мы сегодня говорим о Национальной Премии «Тулпар» с исполнительным продюсером Премии Нарыном Игиликом. Раз мы затронули тему жанров кино, то судя по списку, можно сказать, что сейчас казахстанский кинематограф представлен практически во всех жанрах?

Нарын Игилик. Да, у нас есть эпическая и историческая драма «Казахское ханство. Алмазный меч». Также у нас есть комедии, причем их несколько, есть и драмы, и мелодрамы. То есть, жанры представлены широко. Мы не отбираем по жанрам. Если фильм был в прокате, то мы его берем.

Ведущая. А если говорить в целом о киноискусстве, Вы как продюсер Национальной премии, постоянно находитесь в самом эпицентре нашей киноиндустрии, можно ли сказать, что мы потихоньку маленькими шагами уже двигаемся?

Нарын Игилик. Да. Я вот наблюдаю, что из года в год снимается больше фильмов. Приходят, появляются новые режиссеры, новые продюсеры, новые студии. То есть, мы потихоньку потихоньку развиваемся. Сейчас еще на государственном уровне идет обсуждение Закона о кино, что для нас не мало важно.

Ведущая. Но, знаете, больше всего радует, что о наших фильмах начинают узнавать за рубежом.

Нарын Игилик. И Кинофестиваль «Евразия», его организаторы очень много для этого делают. То есть, здесь на кинофестивале огромное количество кинематографистов. В этом году впервые был проведен кинорынок, куда приехали дистрибьютеры, прокатчики, продюсеры. Там же были представлены новые проекты, уже готовые проекты, которые можно продавать. Также проекты, которые только на стадии сценария, которые ищут финансирования, и они прям на этом кинорынке общались напрямую с зарубежными продюсерами, прокатчиками, дистрибьютерами. Они представляли картины, те заинтересовывались и делали двусторонние встречи, договаривались. Некоторые фильмы нашли дистрибьютеров, будут продавать за рубежом. Кто-то нашел себе зарубежных продюсеров, которые будут финансировать. Таким образом казахский кинематограф выходит на международный уровень. Это очень большая возможность для кинопроизводителей то, что делает Кинофестиваль «Евразия». И мы – Тулпар, то, что мы делаем для наших картин, показываем всем иностранцам, всем жюри. Это очень большая, полезная работа.

Ведущая. А кинорынок, он будет на постоянной основе?

Нарын Игилик. Я на это очень надеюсь, потому что, в этом году был он впервые. И я очень хочу, чтобы это было регулярно, ежегодно. Например, он может стать кинорынком для всего региона, не только Казахстан и Центральная Азия, может объединить Восток и Запад. Он может стать площадкой для всего региона для выхода в мир. Для того, чтобы весь мир приезжал сюда и закупал картины регионов, находил новые имена, находил новые проекты.

Ведущая. Амбициозные планы. Уже изначально, с учетом качества наших фильмов, мы можем ставить себе высокую планку?

Нарын Игилик. Вот, например, «Казахское ханство. Алмазный меч» фильм высокого качества. Иностранные дистрибьютеры посмотрели и сразу хотя продавать. И есть много других качественных картин.

Ведущая. Знаете, когда я готовилась к нашему сегодняшнему разговору, почитала на нескольких кинофорумах, что к сожалению, бытует такое мнение, что в Казахстане могут снимать 2 жанра – это бандитское кино и историческое кино.

Нарын Игилик. Для этого им нужно ходить на наши показы. Для того, чтобы они не ошибались, нужно смотреть фильмы. Они же не все фильмы видели, поэтому они ошибаются. Бандитские фильмы мы давно не снимаем – это раз. Исторические – тоже редко снимаем, сняли 3 исторические картина за последние 10 лет. Это не много, я вам скажу. Хотя наша богатая история позволяет снять столько кино, такой большой есть пласт не раскрытый. Но мы мало снимаем исторических фильмов, а нужно больше. Чтобы правильно жить и идти в будущее, надо знать свою историю, чтобы не повторять ошибок, мы должны больше снимать исторических фильмов.

Ведущая. Я тоже хотела отметить, что у нас такая история, что можно больше снимать исторических фильмов.

Нарын Игилик. Конечно. А у нас есть еще комедии. Пожалуйста, приходите, смотрите. Сегодня в 17 ч. 00 мин. в Chaplin MEGA Silk Way будет комедия «Наурыз.kz». я сам не смотрел, но слышал, что это довольно хорошая комедия. «Келинка тоже человек» — тоже комедия. За последний год было снято несколько комедий – это раз. Также – мелодрамы, драмы, разны жанры. Народ этого не видит и поэтому им так кажется. К сожалению, многие фильмы не доходят до проката, их негде увидеть. Их можно увидеть только на Фестивалях, на каких-то показах. Поэтому надо ходить на Кинофестиваль «Евразия», Премия «Тулпар» и смотреть фильмы. У нас очень много критиков. Если хочешь что-то осудить, сначала надо разобраться. Вот, что я хотел сказать.

Ведущая. Напомню, что сегодня мы говорили о Премии «Тулпар», которая называется «Казахстанским Оскаром».

Нарын Игилик. Я объясню почему. Потому что, правила Национальной Премии «Тулпар» взяты и скопированы от Оскара. Мы ничего не придумывали. Не потому что его кто-то так назвал, а он действительно казахский Оскар. В прошлом году была создана Национальная академия кинематографических искусств и наук, так же, как и в Америке академия, которая присуждает Оскар, такие же Академии есть в России, во Франции. У нас тоже была создана Академия, это говорит о том, что идет развитие. Это Академия не в плане того, что это институт или университет, там, где обучают студентов. Это Академия, куда входят авторитетные кинематографисты, которые занимаются искусством и наукой кинематографа. Академия занимается развитием и продвижением казахстанского кинобизнеса. В этом году впервые был на Канском Кинофестивале был представлен павильон Казахстана. Это тоже делала наша Академия. Это тоже большой шаг в развитии. В этом павильоне была представлена вся киноиндустрия Казахстана, студии, все проекты. Там налаживают новые связи. Кинофестиваль и Премия – это все для того, чтобы стимулировать, помогать казахстанскому кинематографу, кинопроизводству, искусству, бизнесу развиваться.

Ведущая. Сейчас еще решится Закон о кино и тогда в законных рамках будет более ясно куда двигаться и в каком направлении.

Нарын Игилик. Куда двигаться и так ясно. Закон поможет, даст больше возможностей. Чтобы на законном основании можно было уже развивать бизнес и производство.

Ведущая. Смотрите хорошее казахстанское кино!

Нарын Игилик. Да! Вот сегодня у нас еще продолжаются показы фильмов «Тулпар». Сегодня будет киргизский фильм «В поисках мамы», «Токал», «Келинка тоже человек», «Наурыз.kz», «Бір сен үшін». То есть, сегодня вы можете посмотреть 5 фильмов, причем все показы бесплатные. Все показы сопровождаются авторами, режиссерами, актерами. Вы можете им задать вопросы, интересующие вас. В этом вся прелесть и надо пользоваться этой возможностью.

Ведущая. Хорошо. Спасибо Вам большое за беседу. К сожалению, наше эфирное время подходит к концу. А я напомню, что сегодня мы говорили о казахстанском кино и Национальной премии «Тулпар» с исполнительным продюсером Нарыном Игиликом. В студии была Мадина Аргын. До свидания!

Нарын Игилик. Всего доброго!

Ссылка на источник:

http://bnews.kz/ru/live/conference/kinopremiya_tulpar_novie_imena_kazahstanskogo_kinematografa-2017_07_27-5853

No Comments

Leave a Comment

line
UA-43881784-1